Фоторепортажи
ПАМЯТИ ЭНГЕЛЬСА
Понедельник, 14 декабря 2020 11:11
1 декабря в помещении краевого комитета состоялся круглый стол, посвящённый 200-летию со дня рождения Фридриха Энгельса. Часть участников присутствовала дистанционно.
Открыл заседание круглого стола секретарь краевого комитета по идеологии Павел Владимирович Вахрушев.
С вступительным словом выступил Геннадий Алексеевич Сторожев, первый секретарь комитета МО КПРФ Ленинского района г. Перми. «28 ноября этого года – одна особая дата. Исполнилось 200 лет со дня рождения Фридриха Энгельса. Ближайший друг и соратник Карла Маркса, ставший вместе с ним основоположником научного коммунизма, он и сегодня не может не восхищать своей верой в освобождение трудящихся и несгибаемой волей добиться победы социализма. Многие идеи Энгельса поражают своей жизненностью. О своём великом предшественнике В.И. Ленин писал: «Для того, чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения». А поскольку без Маркса о творчестве Энгельса говорить трудно и даже невозможно, то в массовом сознании сложился стереотип об Энгельсе как втором номере при Марксе. Да Энгельс и сам в одном из писем писал: «Беда в том, что с тех пор, как мы потеряли Маркса, я должен его заменять. Всю свою жизнь я делал то, к чему был предназначен, — я играл вторую скрипку, — и думаю, что делал своё дело довольно сносно. Я был рад, что у меня такая первая скрипка, как Маркс».
И всё-таки Фридрих Энгельс не был вторым номером, второй скрипкой при Марксе. Это были две равновеликих титанических фигуры. Готовность же отдать пальму первенства Марксу — другу, соратнику, соавтору — лишь подчёркивает масштаб личности Энгельса, его человеческих качеств. Сегодня мы отдаём дань памяти великому учёному и учителю пролетариата».
«Фридрих Энгельс – человек своей эпохи» – это тема выступления секретаря по идеологической работе Ленинского МО Лидии Борисовны Банниковой: «Такой титан мысли и человека как Фридрих Энгельс появился не на пустом месте. Конец 18 –го и начало 19-го веков отметилось ростом капитализма в Европе, появлением новых производительных сил: мануфактурного производства, сокращением крестьянства и ростом пролетариата, увеличением нищеты трудящихся, углублением противоречий между трудом и капиталом, вылившиеся в первую французскую революцию. Революция активизировала развитие и востребованность, как буржуазной политической экономии, так и политической, философской науки. Адам Смит и Давид Рикардо, Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах – это интеллектуальные киты, которые позволили научной общественной мысли искать выходы для разрешения противоречий.
В таких условиях не мог не родится такой человек как Энгельс. Он родился в многодетной (8 детей) семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс Старший (1796–1860), исповедовал протестантизм.
Мать – Элизабет Франциска Мауриция Энгельс, урождённая ван Хаар (1797—1873) вышла из образованной семьи: её отец – филолог, был ректором гимназии в Хамме.
Получив начальное образование в школе, Фридрих в 17 лет привлечён отцом к работе продавцом в семейной торговой фирме в Бармене. Далее он направился в Манчестер, чтобы закончить своё коммерческое образование на местной хлопкопрядильной фабрике, теоретическое по философии – в университете.
1842—1844 годы – это годы становления Энгельса как социалиста, корреспондента социалистической газеты, встреча с К.Марксом.
1844 -1847 годы – это годы изучения и разработки совместно с Марксом своих диалектическо - материалистических взглядов, которые нашли выражение в их совместной работе «Немецкая идеология». В этой работе они противопоставили свои мировоззрения материализму Фейербаха и идеализму младогегельянцев.
С августа 1846 года Энгельс начинает также писать статьи для французской газеты «La Réforme», а начиная с середины 1847 – для коммунистической «Немецко – брюссельской газеты».
В начале 1847 года он вступил в «Союз справедливых», способствовал последующему переименованию в «Союз коммунистов». По поручению первого конгресса «Союза справедливых» Энгельс разработал текст «Проект Коммунистического символа веры», который позднее стал «Манифестом Коммунистической партии» (февраль 1848 г.).
1849-1850 гг – это годы непосредственного участия в европейских революциях в качестве корреспондента, воина.
В мае 1849 в западных и юго-западных землях Германии началась серьёзная гражданская война. В июне Энгельс вступает в Народную Армию Бадена и Пфальца и участвует в Эльбертфельдском восстании и сражениях против Пруссии.
Это дало ему бесценный опыт, позволило на практике применить познания в военной науке, интерес к которой сохранялся всю жизнь. После поражения революционной армии Энгельс ищет убежище в Швейцарии, а позднее переезжает в Лондон (1850г.).
Поселившись в Великобритании, Энгельс в эти годы активно работает над военной теорией об австро- итало – французской войне, о Гражданской войне в США, о франко – прусской войне. Он изучает национально-освободительную борьбу народов Китая и Индии. Публикует материалы по этим темам. Некоторые из этих статей многие принимали за произведения некого прусского генерала. Прусское правительство безуспешно добивалось от правительства Великобритании выдачи Маркса и Энгельса.
Одновременно он приступает к исследованию философских проблем естествознания. Его мысли были обобщены в работе «Диалектика природы», над которой Энгельс трудился в течение десяти лет.
В 1864 году Энгельс становится одним из руководителей Международного товарищества рабочих — Первого Интернационала, разрабатывает вместе с Марксом тактическую платформу объединения.
. В 1875-1883 годах сотрудничает с Марксом в написании программы Германской рабочей партии «Критика Готской программы», собирает материалы и издаёт работу «Переворот в науке, произведённый г. Евг. Дюринг» («Анти-Дюринг)».
После смерти К.Маркса 14 марта 1883 года вся работа по завершению «Капитала» легла на плечи Энгельса. В 1885 выпустил 2–ой , а 1894 – 3-ий том «Капитала».
Наряду с работой над «Капиталом» Энгельс пишет и издаёт собственные работы. В 1884 г. он завершил одну из ключевых для понимания марксизма работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства, в которой развиваются идеи исторического материализма. В 1886 г. выходит в свет ещё одна ключевая работа Энгельса — «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В 1894 Энгельс пишет работу «Крестьянский вопрос во Франции и Германии»», в которой затрагиваются вопросы социалистической альтернативы массовой пауперизации крестьянства.
Энгельс стоял у истоков создания многих европейских социалистических партии.
С интересом следил за революционным движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями. Высоко ценя критическую мысль и поиски революционной теории Н.Г. Чернышевского и Н.А.Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Энгельс вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди русских социалистов первой марксистской группы «Освобождение труда». Энгельс питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы, и считал, что русская революция окажет огромное воздействие на всё развитие мирового революционного процесса.
В своей статье – некрологе «Фридрих Энгельс» В.И. Ленин дал восторженную характеристику Энгельсу: «После своего друга Карла Маркса (умершего в 1883 году) Энгельс был самым замечательным учёным и учителем современного пролетариата во всём цивилизованном мире»
«Диалектический метод Маркса и Энгельса» – тема доклада Андрея Яковлевича Зуева (Ленинское МО КПРФ).
«Наша сегодняшняя встреча посвящается очень важной дате в истории развития человеческой цивилизации – 200 лет со дня рождения одного из титанов мысли, основоположников Высшей Теории Общественного Развития (марксизма-ленинизма), выдающегося революционера Фридриха Энгельса. Он родился 28.11.1820 года. 40 лет совместного труда двух гениальных людей, друзей и единомышленников – Маркса и Энгельса – были посвящены теории и практике революционного движения, формированию у революционного класса целостной и научной картины мира.
В адрес этих замечательных людей сказано немало хороших слов и дано так много справедливо-восхитительных оценок непостижимо великого масштаба их личностей, что потомкам остаётся только всем сердцем присоединиться к ним. Я думаю, следует, пусть и очень коротко, рассказать конкретнее о их научном методе – диалектической логике. Значительную часть своих трудов Маркс и Энгельс посвятили критике идеалистической философии Г. Гегеля. Это свидетельствует о том, что они основательно изучили произведения великого философа и, критикуя его учение, оттолкнувшись от него, навсегда остались с ним. Следует заметить, однако, у Маркса и Энгельса свой диалектический метод. Они перевели «Науку логики» Гегеля на язык материалистов.
Категория «Субъективное и объективное.»
«Объективное – это объект и всё производное от него». Оно есть до, вне и после сознания и существует независимо от него. Однако это только одна правда. Человек – субъект, то есть объект, наделённый сознанием. Только субъекту даётся объект в предметно-практической деятельности. По этой причине народ – творец истории. В социальной форме движения материи, которая существует как объект, то есть как бы независимо от сознания, сознание (жизнь со знанием) заложено по определению. Поэтому, изначально предполагается, что объективные законы для успешного развития общества должны быть осознаны человечеством, только тогда они работают в полную силу.
По этой причине нужно дать другое правдивое определение «объективному», которое противоположно первому и составляет вместе с ним истину. «Объективное» - это хорошо осознанное «абстрактно-всеобщее» в диалектической связи с конкретно-единичным». «Объективное» – хорошо осознанное «всеобщее». Таким образом, становится понятно, что история как и любая общественная наука всегда субъективна. Объективным обществознание становится тогда, когда знание становится системообразующим, истинным, диалектически конкретным.
Определение «метода»: Метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания (Гегель). Форма внутреннего самодвижения содержания (движения, изменения, развития) есть форма объективного противоречия. Для того, чтобы осознать причины изменений в обществе, нужно осознать главное и объективное противоречие, приводящее в движение революционные (развивающие) материальные силы. В капиталистическом обществе это противоречие между трудом и капиталом.
Надо сказать, что объективное противоречие – это всеобщий фундаментальный закон материального мира, примерно такой же, как закон сохранения вещества и энергии, открытый М.В.Ломоносовым. Его уничтожить невозможно. Мир противоречив
Объективное противоречие переходит из одной конкретной формы в другую.
И.В. Сталин высказал мысль об усилении классовой борьбы в переходный период от капитализма к коммунизму. При социализме в СССР антагонистических классов уже не было, но классовое противоречие угнетателей и угнетённых никуда не исчезло. Оно изменило свои конкретные формы. У руководителей страны и партийной номенклатуры появились свои интересы, отличные от интересов народа, трудящегося большинства. К власти пришли варвары и разрушили великую страну. На 22 съезде КПСС по настоянию Н.С. Хрущёва из программы КПСС был исключён тезис о диктатуре пролетариата. Партия фактически перестала быть коммунистической и превратилась в буржуазную - социал-демократическую. Классовая борьба пролетариата и буржуазии была прекращена в одностороннем порядке.
Этот пример наглядно показывает пагубность последствий отхода политики партии от метода диалектика в практической деятельности при строительстве социализма».
Кратко, убедительно и напористо Николай Дмитриевич Фёдоров (Ленинское МО) изложил положения доклада «Фридрих Энгельс – военный теоретик». Война в мировой политике – это инструмент снятия противоречий экономических, политических или религиозных между странами. Дал характеристику войн: освободительные или захватнические. Итоги войн определяются материальной базой (производством) воюющих стран, качеством вооружения, возможностью восстановления материального (вооружение, оснащение), человеческого потенциала, моральной мотивацией. Нельзя победить ту армию, которая воюет за свою свободу, и которую поддерживает народ. Пример – победа Красной Армии в Гражданской войне 1918-1920 года, советского народа – в Великой Отечественной войне.
О «Значение работ Фридриха Энгельса в организации современной политической учёбы» доложил Николай Владимирович Богатырёв, секретарь по идеологии Мотовилихинского МО: «В Мотовилихинском районе второй год работает клуб политучёбы в группе молодых коммунистов. Начали с изучения работы Энгельса «Проект Коммунистического символа веры» как с серьёзной работы, написанной понятным языком, с доступным для понимания текстом. Следующая изучаемая работа – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Выбрали активный способ изучения: за несколько дней до занятия определяемся с темой, каждый читает самостоятельно материал, а потом на заседании обсуждаем вопросы, интересующие кружковцев. Сейчас готовимся обсуждать работу И.В. Сталина об историческом материализме. Кружок увеличился с 4 до 16 человек».
По теме «Труды Энгельса и Маркса как один из методов познания и преобразования России» выступил Павел Владимирович Вахрушев:
«19 век для России стал веком громадных противоречий. В первую очередь между нарождающимся капитализмом и феодализмом. Более 90% населения было сельскохозяйственным. Отмена крепостного права в 1861 году изломала весь сельскохозяйственный уклад страны, почти всё крестьянство оказалось безземельным: вскоре после реформы 60% земли оказались заложенными в банки. Рабочий класс только зарождался. Россия была страной несвободы, жандармом Европы, т.к. власть не шла ни на какие изменения социальной и правовой основы. Народники, использующие террор как единственный способ воздействия на власть, были врагами рабочего класса, жестокие акции дискредитировали идеи социализма. Нарождающийся российский капитал подкармливался мировым капиталом (в основном, англо - саксонским) на условиях подчинения. Но он пытался проявить своенравность. Война 1914-1916 годов – это снятие борьбы между развитыми капиталистическими странами за новые рынки. Буржуазная революция февраля 1917 года в октябре 1917 года закончилась социалистической революцией, строительством Союза советских социалистических республик. Основные противоречия капитализма были сняты. Страна настолько успешно развивалась, что практически в международной изоляции смогла подготовиться и победить в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Разрушение первого социалистического государства произошло в 1991 году, когда общенародная собственность была приватизирована, народ был лукаво ограблен. Власть перешла к либералам, ориентированным на подчинение западному капиталу.
В 2000 году к власти пришёл В.В. Путин, который юридически закрепляет частную собственность национальных либералов от внешних и внутренних угроз. Завоевания социализма: бесплатные образование и здравоохранение, право на труд, отдых, гарантированная безопасность, высокая нравственность и доступная культура постепенно сворачиваются. Не надо рассчитывать, что он повернётся к народу. В корне его политика антисоциальная. Выход – в диалектическом понимании изменений, произошедших с 1991 по 2020 годы в России, в распространении понимания необходимости революционных преобразований в стране. Шаги социальных изменений страны по выводу страны из кризиса приведены в Программе КПРФ.
Выход из бедственного положения большей части россиян в возрождении Советской власти.
На вопрос Колпакова А.А о том, где в мире возможно ожидать революционные выступления в первую очередь был ответ: «В Индии, 250 млн. забастовок в последнее время; Франции, где не утихают забастовки, и в России, если будет продолжаться экономическая политика».
В завершении Вахрушев П.В. поблагодарил участников круглого стола.
Информбюро Пермского крайкома КПРФ.